Почерк

Левша или правша: в чем преимущество?

Говоря о почерке, родители почему-то уделяют особенное значение руке. «Для вас ведь важно, ученик левша или правша?», — интересуются они. «Мой ребенок — правша!». «Мой ребенок — переученный левша». Так говорят, предполагая что за этим скрывается нечто большее, чем банальный ярлык. Ваш тренажер почерка подходит для левши? Как у вас есть специальные упражнения для исправления почерка у переученного правши?

Проблема в том, что особенности письма левши или правши мы связываем с правым или левым полушарием головного мозга. В 70-80x годах проводили на эту тему много исследований. Но говорить «левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество» — это не верно. Это очень упрощенная формулировка выводов, которые тогда были сделаны. Более поздние — более современные — исследования показывают другие результаты.

Утверждение о том, что «левое — логика, а правое — творчество» не подтверждается. Как и теория о том, что каждое полушарие отвечает за какие-то определенные познавательные процессы. Если вам интересна эта тема, то Институт возрастной физиологии публикует много материалов.

Работа мозга — это сложно, но ведь когда мы говорим «левша или правша», то имеем в виду именно письмо. Ранее считалось, что правое полушарие не распознает слова. Другие исследования показали, что правое полушарие не может распознать глаголы. Зато может распознать существительные. Затем, уже новые исследования показали, что предыдущие были не верны. И вообще, в разных условиях результаты опытов близки к 50%. То есть, «пятьдесят на пятьдесят», что соответствует случайному выбору.

Однозначно о межполушарных особенностях можно сказать вот что. Мы не знаем как формируются эти связи, не видим системы и не можем влиять на эти связи. Значит, мы не можем утверждать, что одно полушарие доминирует над другим. В результате мы не можем утверждать, что левша или правша имеют какие-то преимущества друг перед другом.

В любом случае, в современном обществе считается аморальной и неэтичной селекция людей по признакам, определяемым как более ценные или менее ценные.