Тренажер

Об авторе

Как получилось, что я стал автором тренажера почерка? Кто я вообще такой и что это за тренажер?

История

Тренажеру для исправления почерка в декабре 2022 года исполнилось 3 года. Впервые он увидел свет в декабре 2020 года и это был свет монитора. Потому что тогда тренажер почерка существовал только в виде файла PDF. 

Откуда он взялся у меня? Почему я его распространяю? Являюсь ли я его автором и вообще — какое отношение я к этому имею?

Часть жизни я профессионально занимаюсь с учениками разного возраста исправлением почерка. Есть такое направление в логопедии. Сейчас мне больше пятидесяти. Я учился в обычной советской школе с 1978 по 1988 год и точно так же, как и все, писал как курица лапой. И сейчас, если перестаю контролировать почерк, то возвращается тот почерк, который закрепился в институте во время написания лекций на огромной скорости. Размашистый, непонятный, одним словом — корявый. 

Откуда у меня взялся читаемый почерк? Как появилась необходимость разборчиво писать и как я пришел к тому, что надо сделать тренажер исправления почерка?

В девяностых я учился в педагогическом вузе по специальности «учитель географии и английского языка». Позже, в нулевых, закончил Московский коммерческий университет по специальности «менеджмент» с дипломом по бизнес-планированию.

Художник, который рисует буквы

Как и многие, я работаю не по той специальности, на которую учился. По одной из профессий я — художник, дизайнер, оформитель, декоратор. Это подразумевает (помимо умения чертить и рисовать) умение работать с текстом. Не просто выбрать шрифт в компьютере. А написать его руками здесь и сейчас. Не напечатать, а нарисовать его на стене размером 4 на 5 метров. Любыми буквами: печатными, рукописными, жирными, наклонными, строгими, с вензелями и росчерками… Задачи у художника бывают самые разные.

И я задался вопросом: почему для того, чтобы выписывать красивые буквы, приходится прикладывать столько усилий? Ведь всех нас учат в школе писать красиво. Ни у кого не было учителя, который требовал писать некрасиво или непонятно. 

Все мы учились писать глядя на каллиграфический алфавит на последней обложке тетради. Но сколько из нас пишут этими буквами после школы? Правильный ответ: почти никто. 

В нашем классе учился мальчик Костя. У него был сверхаккуратный почерк. Все буквы Костя писал совершенно одинакового размера и не так, как на последней обложке тетради. У его букв была полупечатная форма. Он даже успевал пририсовывать к буквам серифы (засечки, которые есть на буквах в некоторых шрифтах). Эти засечки делали его почерк похожим больше на орнамент, чем на домашнюю работу школьника.

Фамилию этого мальчика знала вся школа. Учителя других классов приходили время от времени в наш класс чтобы попросить у Кости тетрадку и показать ее своим ученикам. Привести его в пример, дескать, вот как нужно писать. 

Для меня — школьника — этот навык был странным и я не видел в нем никакой пользы. Но позже, уже в зрелом возрасте вдруг появилась необходимость в таком навыке. Теперь, спустя много лет, для меня — художника — это умение совершенно точно гарантировало бы оплату во много раз большую, чем зарабатывали мои коллеги. Это была бы моя суперсила, потому что мы живем в таком мире, где взрослых людей, которые учатся рисовать, почему-то больше, чем людей, которые учатся аккуратно писать.

Первые опыты с прописями

Тогда я предпринял то, что (как впоследствие оказалось) предпринимают все для исправления почерка. Я набрал всевозможных прописей. И стал тренироваться по этим прописям. Но меня не оставляло понимание, что однажды — в школе — я не смог научиться по этим прописям. И чего это вдруг они во второй раз помогут?

Но я очень хотел научиться писать понятно, аккуратно, «правильно».

Тогда у меня в лексиконе еще была фраза “писать правильно”. Это позже я осознал, что нет никакого «правильно». Кисть у каждого человека устроена по-разному и то, что правильно для одного, для другого просто неудобно.

Почерк, как и многие другие навыки, достигается не «правильным» держанием ручки, а тренировками. Нет секрета аккуратного почерка в том, чтобы как-то по особенному держать ручку. Чем больше ты тренируешься — тем лучше у тебя получается. Как именно ты держишь ручку — это не имеет решительно никакого значения.

Для разборчивого аккуратного почерка совершенно не важно, как вы держите ручку. Чем больше усилий вы уделяете тому, как вы держите инструмент, тем меньше внимания уделяется самому почерку. 

Мы идём для того, чтобы прийти туда, куда нужно. А не для того, чтобы правильно ходить. Мы дышим не для того, чтобы правильно дышать, а чтобы организм насыщался кислородом. Мы гладим кошку или собаку не для того, чтобы правильно ее погладить. А чтобы показать что мы любим этого маленького пушистого засранца.

Сейчас я совершенно уверен в том что не нужно особым образом держать ручку, чтобы обладать аккуратным почерком. И когда я говорю это, то дети быстрее меня понимают и принимают новые правила игры. И поэтому дети быстрее достигают результата. А взрослые возмущаются до последнего: как это так, не надо правильно держать ручку?

А вот так.

Есть прямая причинно-следственная связь. Мы пишем не для того чтобы правильно держать ручку. А чтобы зафиксировать какую-то информацию разборчивым аккуратным почерком. Вот на этом должно быть сосредоточено внимание, а не надуманных правилах как держать ручку, которые вообще говоря к современной ручке абсолютно никакого отношения не имеют.

Но это я понял позже. Ещё позже я смог объяснить это и получить подтверждение этих догадок. А пока что я заметил, что обведение букв в прописях (даже с соблюдением инструкций как сидеть и как держать ручку) решительно не помогает. Ты ровно сидишь, ты держишь ручку как велено, ты обводишь буквы в прописи. Но когда потом берешь чистый лист бумаги пишешь свои буквы, то снова получаются те же самые кривульки, что и раньше. 

И на этом этапе я разозлился. И теперь мне хотелось не просто исследовать себя самого и все-таки научиться писать аккуратно. А найти такой способ, который помог бы многим. Потому что все вокруг меня пишут как курица лапой. И все жалуются на свой почерк. Кроме врачей, конечно.

Почерк учеников раньше и сейчас

И вот тогда я обратил внимание на существенную разницу почерка у разных поколений. Мое поколение и поколение наших детей писать аккуратно не умеют. А мои родители, родители моих ровесников и наши бабушки дедушки до очень преклонного возраста писали крупными разборчивыми буквами. 

И когда еще в школьном возрасте я спрашивал нашего Костю, как он научился так странно писать, он ответил, что с ним занимается папа. Занимается уже несколько лет. И что занятия эти не длинные, но постоянные. Каждый день. И зимой, и летом. И в воскресенье. И на каникулах.

Костин папа что-то знал. Что-то такое, чего не знали наши школьные учителя.

Я стал искать учебники чистописания, буквари, азбуки и другие учебные издания по письму, которые выходили в начале 20 века. Такие, по которым учили писать наших родителей. А потом нашел учебники 19 века и несколько изданий 18 века.

А что такое 19 и 18 век для чистописания? Это время, когда писали гусиными перьями. Когда шариковой ручки не существовало и даже чернильная ручка была новинкой, которой не все умели пользоваться. 

Но обучение письму-то было! И в царских гимназиях, и в народных школах, и в крестьянских школах преподавали чистописание и каллиграфию. Были учебники, по которым учились в царской России 19 века; по ним же учились после революции 1917 года в Советской России.

Про те учебники я расскажу отдельно, а пока что нас интересует двадцатый век.

Школьная реформа 1970 года

В 60-х годах 20 века в СССР начинаются школьные реформы, которые проводятся (как и многое другое в то время) ради реформ, а не ради качества образования. Например, на полном серьезе решают: под каким углом писать — 55 градусов или 65 градусов? Появляются формулировки о «чуждых советскому человеку способах» письма, о буржуазном и капиталистическом «влиянии вычурных завитков». 

А в семидесятых годах в школах СССР внедряют методику безотрывного письма. Методику сырую, спорную, непроверенную, не подкрепленную исследованиями и фактами. Вместе с ней появляется «синий букварь» 1970 года, в котором больше нет ни одной рукописной буквы, как это было во всех предыдущих букварях. 

И если вы пошли в советскую школу после 1970 года, то с большой вероятностью у вас, как и у меня, ужасный почерк. Во многом благодаря этой методике безотрывного письма. Сейчас 2023 год, с 1970 прошло 53 года. И эти 53 года каждый год примерно полтора миллиона первоклашек идут в школу и пытаются научиться письму по этой методике. 

Что из этого получилось — мы видим вокруг. Миллионы неграмотных. И я не преувеличиваю, потому что если человек не может писать или читать — он неграмотный.

До реформы была методика поэлементного письма. По ней учились наши родители, наши бабушки и дедушки и их родители — ученики школ царской России. Тщательно изучая именно эту методику поэлементного письма я, наконец, смог понять, как должно происходить обучение и переобучение письму. То, что мы называем «исправлением почерка». И я получил первый результат аккуратного почерка. Свой собственный аккуратный почерк.

На тот момент многие мои знакомые знали, что я уже несколько лет активно исследую вопрос обучения письму. И время от времени просили позаниматься то с одним учеником, то с другим. 

И методику поэлементного письма — того чистописания, которое было до реформы 1970 года — я применял не только к себе, но и к ученикам. И это оказалось вполне успешным. В отличие от методики неразрывного письма.

Обратно в школу: учитель чистописания

Позже, по этой же методике поэлементного письма я преподавал чистописание в подмосковной гимназии. Тетрадь одного из учеников есть на моем канале Youtube, можете сами посмотреть какие успехи у нас там получились. 

Потом я предложил московскому образовательному центру — не буду его называть без договоренности — эту методику в виде дополнительных занятий по чистописанию. Там тоже проявили интерес и результаты также получились ожидаемо качественные.

Дальше запросов оказалось так много, что я стал заниматься только исправлением почерка учеников. А основная работа отодвинулась на второй план. И несмотря на то, что по деньгам я конечно сильно проигрывал, я продолжал. Потому что мне нужна была практика, чтобы проверить собственную гипотезу о том, что именно реформа 1970 года с методикой неразрывного письма являются причиной повальной письменной неграмотности.

Это был 2015 год и мне нужны были уже не общие формулировки, а частные случаи и реальные ученики, занятия с которыми могли бы подтвердить или опровергнуть мои выводы. Чтобы закрепить успех старой методики поэлементного письма и чтобы внести в нее корректировки которые требует жизнь сейчас. 

До эпидемии 2019 года, до повсеместного внедрения дистанционного образования я постоянно занимался с учениками разных возрастов. Вел индивидуальные занятия и групповые занятия — несколько групп в течение года примерно по 6-8 человек в каждой группе. В основном занятия проходили в библиотеках. Там вполне комфортные условия, есть столы, стулья, доски. А кое-где даже смарт-панели со стилусами, которые в моем случае оказывались просто незаменимым учебным оборудовнием. Ведь я пытался срастить старую, почти забытую методику из тех времён, когда перочинными ножами зачищали для письма гусиные перья, с нашим сумасшедшим временем тач-скринов, нейросетей и голосовых помощников.

Привет, Алиса! Напомни мне выбрать на деревенской ярмарке гусей с крыльями побольше, хорошенько прокалить их маховые перья в горячем песке, чтобы избавиться от мелких паразитов, да зачистить с десяток таких перьев для письма, да ещё купить дюжину промокашек и накоптить изрядно сажи для чернил.

Кстати, именно рассказы о том, как в старину готовили перья и чернила, да еще возможность попробовать писать настоящим гусиным пером помогали мне заполучить интерес учеников, избалованных смартфонами. А для мам и бабушек учеников было удобно то, что районная библиотека обычно недалеко от дома. Самым сложным в организации уроков чистописания было только выбрать время, удобное всем для занятий. 

Кроме того, что я получил по методике поэлементного письма нужный практический опыт, я осознал еще одну важную вещь. Я понял, что сам могу заниматься одновременно максимум с 2-3 группами. Это примерно 25 человек. А чтобы иметь возможность большему количеству людей передать эти знания, нужна вовсе не современная высоколобая методика, расписанная по академическим часам. 

Учитель в каждой семье

Для того чтобы даже мамы и бабушки могли заниматься чистописанием дома со школьниками, нужен логичный и понятный учебный курс, описанный простым современным языком. В учебниках письма 18-19 века это было сделано именно так. Сначала шло подробное пояснение: как заниматься, на что обращать внимание, сколько тратить времени на занятия, как готовиться к занятиям, какие дополнительные домашние занятия делать, как определять объем заданий для учеников, как организовывать уроки чистописания, чтобы ученикам хватило терпения и прилежания. В конце концов, как сидеть за партой так, чтобы спина не болела и как держать перо, чтобы оно не ломалось и не царапало бумагу.

И это была бесценная информация. Потому что, как вы понимаете, с учителями в 18 веке было не очень хорошо. Зато по такому учебнику-наставлению, в котором расписан весь учебный процесс, при необходимости мог преподавать чистописание и учитель, скажем, истории в простой сельской или в земской школе. 

Что сейчас осталось от этих толковых разъяснений? Только хорошо знакомая вам картинка «как правильно сидеть за партой». Причем, если присмотреться, то в нескольких современных прописях на картинке сидят все те же ученики, многократно перерисованные из книг по обучению грамоте 19 века. Ну и конечно картинка, которая многократно перерисована с иллюстраций «как правильно держать перо». 

Здесь надо сказать, что принцип письма пером и принцип письма современной ручкой совершенно разные. Вот этот способ, который сейчас во всех школах преподают — а вы не задумывались, почему именно так? Два пальца внизу и один наверху?

А ведь эта метода к современной шариковой ручке или к ручке-роллеру никакого отношения не имеет. Этот пресловутый способ «правильно» держать ручку был устаревшим и неподходящим уже тогда, когда появились фабричные перьевые ручки.

Пальцы располагались таким образом для того, чтобы не сломать хрупкое полое перо. И чтобы оно не царапало бумагу острыми краями. За наклоном пера надо было внимательно следить. Письмо состояло в основном из вертикальных, наклонных и закругленных линий, которые писали с нажимом сверху вниз (вот зачем сверху указательный палец).

У современных ручек — ни у шариковой, ни у перьевой, ни у роллера, ни у гелевой ручки — нет таких проблем, как у гусиного пера. Поэтому их и изобрели — чтобы облегчить письмо. Даже у ученических перьевых ручек на кончике пера можно увидеть шарик, который позволяет писать во всех направлениях и не царапать острым пером бумагу. 

Почему прописи не помогают исправить почерк?

Но давайте вернемся к прописям. Как же так получилось, что от русской школы письма с глубокими традициями, от трудов гениальных авторов десятков учебных пособий сегодня остались только тощие, скудные прописи?

Могу только предположить, что в какой-то момент у чиновников в сфере образования умение мыслить стало необязательным требованием у профессии. И все толковое описание учебного процесса и объяснение, как заниматься чистописанием, сочли ненужным. Намеренно либо по глупости — этого я не могу сказать. Современные прописи начинаются не с объяснений, а с черточек и палочек. Что делать с этими палочками — никто из покупателей объяснить не может. Даже учителя не могут дать и вполовину такие же подробные и логичные инструкции, какие были в чистописании 19 века. От того времени осталась только иллюстрация «как в 21 веке сидеть за партой 19 века».

Издатели современных прописей не знают, что уже много лет существует специальная школьная мебель, столы и стулья которые поднимаются на нужную высоту и наклоняются под нужным углом.

Смешно, но в некоторых прописях нет даже этих анахроничных инструкций. Зато есть волшебные буквы «ФГОС» на обложке.

А иногда и этого даже нет. В Санкт-Петербурге в 2022 году я купил прописи издательства «Проф Пресс». Пособие называется не просто «пропись», а даже «каллиграфическое письмо». Как вы думаете, с чего начинается обучение каллиграфическому письму? Ответ: ни с чего. На первой странице сразу начинаются буквы красные и буквы серые. Что с ними делать? Может быть, в конце есть какое-то пояснение? Нет. На последней странице тоже слова: ягуар, якорь, ягода, яблоко. Обучение каллиграфическому письму ни с чего не начинается и ничем не заканчивается. Между прочим, в разных магазинах это стоит 300-400 рублей. 

И вот я думаю про денежную сторону вопроса. Если это покупают за 400 рублей, а мой тренажер — в котором все разложено по полочкам, все подобрано на основании исторических методик и подкреплено реальным опытом 21 века, все согласовано с медицинским консультантом, врачом высшей категории — этот тренажёр продается за 500 рублей, то как можно сравнивать их по стоимости и по ценности? И я чувствую досаду. 

Дистанционные уроки чистописания

Теперь, когда мы заглянули в далёкую историю и даже коротко затронули сегодняшний день, давайте вернемся туда, где я прервал свой рассказ: в 2017-2018 год. Я вел индивидуальные и групповые занятия, родители и педагоги стали звонить не только из московских школ, но и из Московской области, а потом начались обращения через интернет со всей России. И я начал активно заниматься с учениками дистанционно через интернет. Так что ещё до 2019 года, когда всех перевели на дистанционное обучение, стало ясно что методика эффективно работает не только очно, но и на расстоянии. 

На дистанционных занятиях я специально старался так подбирать задания, чтобы вести ученика по методике поэлементного письма. Уроки, консультации, учебный процесс и домашние задания были так рассчитаны, чтобы ученик шел от простого к сложному. И чтобы все предыдущие занятия становились основой для последующих и делали их легче.

Чтобы ни на каком этапе не было таких знаний и навыков, которые не пригодились бы впоследствии.

К концу 2019 года я довел групповые занятия, закончил с очными и дистанционными учениками и больше никого уже не брал. Вместо этого я начал собирать весь опыт в одну книжку. Тогда было еще непонятно, что получится из этой затеи: учебник для учеников, методика для преподавателей или все вместе, как это было в книгах-наставлениях 19 века. 

Со временем стало ясно, что получается рабочая тетрадь. В которой собран опыт более чем 10-летней работы репетитора по исправлению почерка. В которую собрано лучшее из классической методики поэлементного письма. Под «лучшим» имеется в виду то, что эффективно работает на практикеии показывает наилучшие результаты. В которых я убедился сам, которым радовались мои ученики и удивлялись их родители. 

Почему тренаджер помогает исправить почерк?

В отличие от руководств по каллиграфии 19 века и от многих десятков современных прописей, копирующих одно и то же из тетрадки в тетрадку, у тренажера почерка есть и историческая база, и результаты практического применения и медицинский консультант, врач высшей категории, заведующий отделением рентгенологии МСЧ МВД России по Москве Вадим Алексеевич Чижевский. Хочу сказать ему отдельное «спасибо» за то, что он терпеливо корректировал с медицинской точки зрения мои выводы. Благодаря этим консультациям некоторые моменты в тренажере мне пришлось переформулировать и переписать с оглядкой на современную медицину. Независимо от того, нравится лично мне это, или не нравится. 

Потому что в 21 веке есть и массовый туннельный синдром и другие медицинские проблемы, которых раньше просто не было в таком количестве. А теперь мы не можем их игнорировать, если хотим получить в результате ученика грамотного, который не просто умеет читать и писать, но ещё и понимает, что при этом он читает и пишет. 

Который сможет сформулировать мысли и передать их в письменном виде учителю. Чтобы учитель сосредоточился не на дешифровке каракулей, а на том, в каком направлении развиваются мозги ученика. Как он мыслит и что из него получается — грамотный современный человек, или биомасса которую кто угодно может повести в любую сторону, как послушное животное.

Вот кто я такой, вот что такое тренажер почерка. Вот как он появился на свет. Сейчас тренажер почерка можно купить в виде электронного файла и распечатать дома на принтере. Или можно купить в виде готовой рабочей тетради в магазине Пиши-рисуй. Это пока что единственное место в России, где можно купить эту рабочую тетрадь. 

Цена тренажер очевидно будет расти, потому что я продолжаю над ним работать, подключаю новых специалистов, учитываю мнение владельцев. Прямо сейчас в январе 2024 года тренажер стоит 920 рублей.

Как заниматься с тренажером — об этом есть несколько десятков видео на моем канале Пишукрасивору.

Буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях к видео на канале Youtube или в группе Вконтакте. Желаю вам хорошего почерка.